ЗАКРЫТЫЕ СЕКЦИИ - О ЧЁМ РАЗГОВОР

Закрытые секции - что это такое? Перспективы в конструкции парапланов

Немного об авторе

Брюс Голдсмит - известный пилот и конструктор парапланов. В 1999 г. стал победителем Кубка мира в серийном классе. Двукратный победитель открытого Чемпионата Великобрита-нии. Долгое время работал конструктором и испытателем фир-мы AIRWAVE. Потом, некоторое время был конструктором, тест-пилотом и совладельцем фирмы OZONE Paragliders. Сейчас Брюс вновь работает конструктором фирмы AIRWAVE.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Есть несколько действительно новых идей в мире парапланов, но частично закрытая перед-няя кромка купола не является одной из них. Впервые я увидeл параплан с такой кромкой в 1993 г. Это был купол чешского производства, насколько я помню, и у него была закрыта каждая вторая секция по всему размаху. Пилот говорил, что у него были проблемы с напол-нением при подъеме, что меня совсем не удивило. С тех пор эта концепция видится мне достаточно интересной.

Тем не менее, год от года, имеется возрастающая тенденция среди разработчиков, закры-вать все больше и больше секций. В 1990 г. большинство парапланов имело всего лишь две, полностью закрытые секции на конце крыла. Количество закрытых секций в настоящий мо-мент значительно возросло, хорошим примером чему является NOVA Argon, имеющий по 8 полностью закрытых секций на каждой концевой части.

Проблема с закрытием большого количества секций состоит в том, что, когда параплан скла-дывается, то его часть с закрытыми ячейками не может сложиться и остается расправлен-ной. Если эта надутая часть запутается в стропах, то это создаст огромную помеху в рас-правлении всего купола и может закончиться сильным вращением после складывания, или спиралью и даже "галстуком". Это - причина того, что предел в количестве полностью зак-рытых ячеек на консоле, кажется, достигнут.

НОВОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ

Концепция закрытых секций реанимировалась весной 2000 г., когда ADVANCE выпустил нес-колько куполов Omega 5 proto с частично закрытыми секциями, распределенными по всему размаху. В руках Энди Хайдеггера, один из этих прототипов выиграл PWC (Парапланерный Кубок мира) 2000 г., и не удивительно, что это возбудило новый интерес среди разработчи-ков к закрытым секциям на передней кромке. Никто не может достоверно сказать, какой процент успеха принадлежал закрытой передней кромке, но, несомненно, это не нанесло никакого вреда и все дружно согласились, что все это выглядит весьма привлекательно.

ПОЧЕМУ ЗАКРЫТЫЕ СЕКЦИИ?

Нет сомнения, что, пока крыло надуто, закрытая секция является более выигрышной с точки зрения аэродинамики, чем открытая. Если секция является более чистой, то она должна иметь меньшее сопротивление, что выражается в лучшем качестве и большей устойчивости. Но не все так легко, как закрыть треть или даже половину секций. Есть несколько техничес-ких проблем, которые надо преодолеть при проектировании параплана с закрытыми секци-ями. Во-первых, есть проблема с надуванием купола при старте, отмеченная нашим чешским другом много лет назад: если вы начинаете стартовать с закрытой передней кромкой, то параплану очень трудно получить достаточный поток воздуха, чтобы расправиться, особенно в центре крыла. Вторая проблема заключается в передаче натяжения передней кромки через закрытую секцию.

РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАНТЫ

Интересно видеть, как разные производители решили эти проблемы в их новых конструкциях с частично закрытыми секциями передней кромки.

Omega 5 от ADVANCE представляет полукруглые отверстия секций, где все натяжение пе-редней кромки передается по верхней части воздухозаборников. В случае желания иметь немного больше открытых секций для получения достаточного воздушного потока при подъе-ме, существует несколько закрытых секций, расположенных на стратегических местах, осо-бенно в центре крыла, которые помогают получать достаточно воздуха в крыло при старте.

Затем есть EDEL Exel, у которого закрыта каждая третья секция по всему размаху. Чтобы передать натяжение передней кромки через нижнюю часть воздухозаборников, есть неболь-шие внутренние детали в системе усилений, а для получения достаточного количества воз-духа в крыле, дизайнер сделал каждый воздухозаборник больше, чем вы могли бы ожидать от параплана класса Performance.

И, наконец, мой собственный параплан AIRWAVE Magic, с полностью открытым центропла-ном и с остальными, частично закрытыми секциями, с трапециевидной формой окна воздухо-заборника, края которого идут по диагональным нервюрам. Такая форма воздухозаборника передает усилие натяжения по передней кромке через его верхнюю часть, а открытая сере-дина секции позволяет воздушному потоку свободно заходить внутрь купола. Конечно, я полностью сознавал чего хочу и нашел свое собственное решение этой технической пробле-мы, более элегантное, но я не удивлюсь, если какой-либо другой дизайнер найдет новое и совершенно другое решение. Другие разработчики видят решение проблемы на других путях и мне нравится то разнообразие, которое мы имеем в данное время.

КАК НАСЧЕТ ПОВТОРНОГО РАСКРЫТИЯ?

Многие пилоты спрашивали меня, дают ли закрытые секции более резкое раскрытие купола, с большим риском разрыва строп. Ответ не так прост, как просто "да" или "нет". Позвольте мне объяснить более подробно. Есть два типа раскрытия купола, следующие за складыва-нием:

  • Прогрессивное раскрытие
  • Ударное раскрытие

Прогрессивное раскрытие начинается из надутой части параплана. Воздух перетекает с открытой стороны купола на другую внутри крыла и вызывает постепенное раскрытие сло-жившейся части. Этот тип раскрытия мягкий и контролируемый и параплан возвращается к нормальному полету без каких-либо сильных реакций. Поскольку, прогрессивное раскрытие является следствием перетекания воздуха внутри параплана, закрытая передняя кромка вообще не влияет на этот процесс.

Ударные раскрытия другие. Они обычно случаются, когда часть сложенного крыла ловит воздушный поток и разворачивается с сильным ударом. Обычно, этот тип восстановления формы не создает проблем, но у некоторых парапланов раскрытие происходит так сильно, что крыло складывается снова, и может даже завязаться в "галстук". Я верю, что закрытые секции помогут уменьшить вероятность ударного раскрытия. Я уже говорил на эту тему с не-которыми тест-пилотами, которые позволили себе не согласиться со мной в этом вопросе и думают, что они (закрытые секции) усугубляют эту ситуацию.

Если вы тестируете параплан с закрытыми секциями, тогда мой совет - не делайте прежде-временных выводов, что летные качества данного аппарата является результатом закрытых секций. Вы должны помнить, что каждая новая разработка - это синтез дюжин переменных, и открытые или закрытые секции на передней кромке - просто одна из этих переменных. Единственный путь, чтобы обнаружить эффект закрытых секций в параплане - это полетать на двух идентичных куполах, один из которых с открытой передней кромкой, а другой с час-тично закрытой. Я сделал это и мое общее впечатление как производное от всего испыта-ния, которое я сделал на прототипах с открытой и закрытой передней кромкой - что нет большого различия в раскрытии куполов. Фактически единственное основное различие меж-ду ними - это устойчивость передней кромки на скорости; частично закрытые секции опреде-ленно делают параплан более защищенным от складывания передней кромки на скорости.

2001 - определенно год закрытых секций на передней кромке с большим количеством изготовителей, предлагающих парапланы с закрытыми секциями во всех классах. Подобно боль-шинству парапланерных разработок, преимущества закрытых секций не огромны, но, видя что нет недостатков и один раз преодолев технические проблемы, я уверен, мы будем ви-деть все больше и больше таких парапланов в ближайшем будущем.

Все права на данные материалы сохраняются за авторами. Публикация переводных материалов в других источниках информации, включая ресурсы в Интернете, допускается только с официального разрешения переводчика.

Получить любые комментарии по этой статье? Пишите на e-mail: news@xcmag.com

Яндекс.Метрика