Вопрос: Что подвигло Вас к решению стать конструктором парапланов и каковы Ваши корни?
Я родился в Женеве в 1957 в английской семье.
После школы я начал работать в парусной мастерской в Женеве, и спустя четыре года начал конструировать самостоятельно, сделал свой первый парус для серфа и организовал свою первую компанию – Phi Sails.
Я построил свой первый параплан в 1984 году, тогда я некоторое время работал на компанию North Sails, а в конце 1988 я стал соучредителем компании ADVANCE.
Вопрос: Вы имели обыкновение лететь на соревнованиях. Насколько важны соревновательные полеты для вашей конструкторской работы?
Это всегда стимул к развитию всех ваших качеств и не только летных. Это отражается не только в повышении аэродинамических качеств аппарата, но и характеристиках его управляемости, что является решающим для спортивного параплана. Опыт в проектировании спортивного аппарата всегда применяется в серийных моделях.
Вопрос: на вопрос: "Каким Вы видите будущее парапланеризма? " Брюс Голдсмит однажды ответил - "Я чувствуют себя подобно автомобильному инженеру в 1927 г., которому был задан вопрос, каким он видит будущее автомобильного дизайна? " Вы разделяете этот подход?
С 1927 автомобильный дизайн сделал огромные шаги вперед, но я думаю качество современных парапланов, насколько мы знаем их, не будет улучшаться так сильно. Усовершенствования могут появиться от новых материалов или инновационные концепций, которые начинают рождаться в головах некоторых конструкторов. Различия между крыльями для начинающих и крыльями для соревнований все время сужаются.
Вопрос: Вы имеете хорошую базу в парусном спорте и виндсерфинге. В прошедшие годы Вы также много работали над конструкцией кайтов - насколько важен этот опыт, и как это помогает Вам в вашей работе как конструктора парапланов?
Я считаю, что успешный дизайнер - не обязательно «гений», главное, что он имеет собственный метод объединения различных параметров. Моя предыдущая работа помогла развить мой собственный метод, и это - все еще важный источник вдохновения.
Вопрос: Вы теперь работаете с Джином Сеок Сонгом (Gin Seok Song), другим очень известным конструктором парапланов. Как Вам удалось найти общий язык?
Когда я ушел из ADVANCE, мой девятилетний сын Фредерик часто общался с Тимом Боллингером, сыном Ханса (Боллингера). Они живут поблизости от нас, и Ханс был в курсе моих дел. Он был с GIN Gliders с самого начала и рассказывал Джину, кто тогда звонил мне!
Вопрос: Как Вы планируете работать с Джином? Какая концепция в основе вашего сотрудничества?
Есть ощущение новизны момента. Джин руководит работой над проектом, а я непосредственно вовлечен в исследования. В настоящее время, моя работа больше заключается в обмене идеями и оценке парапланов, чем реальным проектированием. Я буду отвечать за проектирование кайтов. Мы с Джином действительно не имели времени, чтобы как-то определить наши роли. Мы ждем чего-то, чтобы все ладилось и наши мысли оставались открытыми.
Вопрос: На что походит работа с Джином?
Я восхищен его энергией и его смирением, а его мышление всегда готово исследовать новые идеи. С момента, когда мы начинаем говорить, время летит незаметно. Для меня это реально как освежающий душ - общаться с Джином и его командой и быть способным работать в такой дружественной атмосфере. Нас обоих снедает страсть к совершенствованию и мы считаем себя удовлетворенными лишь тогда, когда мы достигли наилучшего решения. Когда мы объединяем наш опыт и наши идеи - это очень стимулирует, но в настоящее время, по-моему, это рождает больше вопросов чем ответов!
Вопрос: Многие пилоты ожидают новый Бумеранг 4 ко времени Чемпионата мира в Бразилии в марте 2005 г. Что Вы можете сказать мне об этом параплане?
Мы проводим исследования над сильной арочностью купола, исследуем концепцию большого удлинения, и мы обязательно внедрим это в парапланы, которые мы готовим к Чемпионату.
Вопрос: Почему так трудно сказать, когда новый параплан будет закончен, и когда пилоты могут ожидать новый DHV 1-2 от GIN Gliders?
Проектирование на компьютере весьма предсказуемо, но комплексная оценка всех прототипов зависит не только от погоды, но и от различных условий в различных местах. Кроме того, что мы нуждаемся в солнце, нам нужен различный ветер и разные термические условия. Мы только не применяем то, что знаем в данный момент, но и должны непрерывно учиться для достижения поставленной цели. Этот процесс труден и поэтому сложно предсказать конкретную дату выпуска нового купола.
Вопрос: Сколько времени обычно требуется для создания нового параплана?
По моему убеждению, каждый параплан имеет реальный срок «созревания»,
который приблизительно равен одному году. Я не останавливаюсь до тех пор, пока не буду полностью удовлетворен куполом. Доведение параплана до 80% готовности займет 20% времени. Доработка оставшихся 20% отнимет у вас 80% времени!
Вопрос: Роберт, Вы были одним из основателей ADVANCE, и Вы разработали все парапланы этой фирмы, от первой Омеги до Омеги 6. Почему Вы и ADVANCE теперь разделились?
Я был вовлечен во все проекты ADVANCE, но Оливье Неф разработал более поздние парапланы, и его работа была превосходна! Но однажды я получил электронную почту от моих партнеров. Они просто и недвусмысленно заявили мне, что не хотят больше видеть меня в компании..."
Какая ситуация сложилась в фирме ADVANCE после ухода ведущего конструктора? Ответ на этот вопрос дает небольшая публикация в журнале Cross Country за январь-февраль 2005 г.:
"Фирма ADVANCE объявила о некоторых изменениях в их команде конструкторов на 2006 год. Томас Риплингер (Thomas Ripplinger) авиационный инженер, летающий на параплане с 1994 года, назначен главным конструктором, после того, как некоторое время проработал на этой фирме консультантом.
ADVANCE заявляет, что он внес значительный вклад в разработку парапланов Alpha 3 и Omega 6, а в настоящее время возглавляет проектирование новой Sigma 6 и создает опытные образцы для соревнований, включая крыло для Кригель Морер (Chrigel Maurer), на котором она летала на Чемпионате Европы. Чтобы гарантировать соответствие разработок букве и духу фирмы ADVANCE, Томас будет работать рука об руку с командой ADVANCE R&D, в которую входят: Кари Эйзенхат (Kari Eisenhut), Кристиан Морер (Christian Maurer), Энди Хедигер (Andy Нediger) и Стив Кокс (Steve Cox).
Команда продаж ADVANCE, в которую входят: Валери Капиус (Valéry Chapuis), Кристиан Гейрстанджер (Christian Geierstanger) и Мартин Штюри(Martin Steuri) также пополнилась - Дэниел Фрутиджер (Daniel Frutiger) возглавит отдел продаж и маркетинга. Рольф Зелтнер (Rolf Zeltner) сохраняет ответственность за производство, проверку качества и администрацию. В результате этой реструктуризации Оливье Неф (Olivier Nef) решил покинуть компанию."
Что ж, вполне закономерно. Если Роберт и Оливье долгое время плодотворно работали вместе, то ничего удивительного, что когда ушли Роберта, ушел и Оливье. Не удивлюсь, если в ближайшее время он тоже объявится на фирме Джина Сеока.
А что же Роберт? Как у него дела идут?
В настоящий момент Роберт Грэхем продолжает сотрудничество с GIN Gliders. Последней их совместной разработкой является новый параплан ZULU, который вы видите на фото.
Авторизованный перевод и комментарии Сергея Елизарова, по материалам, опубликованным в Интернете и журнале Cross Country.
Все права на данные материалы сохраняются за авторами. Публикация переводных материалов в других источниках информации, включая ресурсы в Интернете, допускается только с официального разрешения переводчика.