Это крыло в продаже почти год, но до сих пор о нём мало что слышали. Ниже тест из журнала Thermik (№1 за 2017 г.):
MAC PARA ICON
Хорошая вещь требует времени! На смену давно устаревшему крылу фирмы MAC Para Magus XC2 2011-го года выпуска приходит новый, параплан High Performance класса – ICON. Нам удалось основательно протестировать чешское крыло класса «Кросс-кантри», в приправленных северными ветрами Доломитовых Альпах…
Поклонникам продукции MАС Para пришлось довольно долго ожидать выпуска нового крыла. И вот чешский производитель снова готов представить достойный экземпляр данной престижной линейки парапланов и продолжить её крылом ICON (Символ), сократив разрыв между спортивным крылом Magus 9 и парапланом класса EN C - Elan. Идейный вдохновитель и, по совместительству, конструктор MАС Para, Петр Речек, создал совершенно новый параплан, отличный от предшественника, по нескольким причинам: в 2011 году, когда участились несчастные случаи во время соревнований (Чемпионат мира), производители переключились на доработку целого сегмента парапланов для соревновательных полетов, и на создание новых, спортивных крыльев, совсем не осталось времени. С выпуском крыла Eden 6 класса EN B и спортивного крыла Elan, начинается массовое производство двух существенно важных моделей парапланов класса B или C, и лишь затем появляется возможность для запуска нового проекта по крыльям High Performance. Наконец, в этом году ICON был успешно протестирован с применением вариометра, допущен к эксплуатации, и крыло 24 размера как раз вовремя (если верить прогнозу погоды на выходные) подоспело к нам в редакцию. Именно так, в конце августа, нам удалось уехать на солнечный юг, подальше от стойких северных ветров, и поближе к многообещающему летнему термику, в самое сердце Доломитовых Альп. А теперь серьезно: на курорте Кол-Роделла в Южном Тироле нас ожидают три дня тест-драйва на знаменитых термиках со скоростью подъема от + 5 м/сек. Уже в первый день меня несколько раз «катапультировал» стойкий, перемешанный с северным ветром, термик, над печально известными отвесными стенами горных массивов Селла, Лангкофель и Мармолада. И я, и ICON, были слегка потрясены, но, что поделать, нам предстояло совершить несколько тестовых полетов…
Конструкция, материалы и дизайн
ICON представляет собой трехрядное крыло с 71-й секцией. По словам конструктора, спортивное крыло с удлинением 6,9 является совершенно новой моделью параплана. Вот что об этом говорит соавтор ICON и пилот-испытатель MAC Para, Кристиан Амон (Christian Amon): «Некоторые элементы конструкции, например, передняя кромка, были позаимствованы у Magus. Однако, совершенно новый дизайн не имеет ничего общего с Magus XC2. План-форма индивидуальна, так же как и новый профиль, разработанный специально для скоростного полета. Мы много работали над распределением давления, и в результате получили впечатляющее аэродинамическое качество и стабильность крыла. В общей сложности, за время работы, было сконструировано семь прототипов ICON».
Основываясь на «передовых технологиях», MAC Para удалось совместить в ICON ноу-хау Elan и крыла для соревновательных полетов Magus 9. В результате получился облегченный, высокоэффективный параплан, сочетающий в себе надежность Elan и исключительный глайд соревновательного крыла. Таким образом, данный параплан подходит для опытных XC-пилотов.
Подписи к фото:
1. Rigifoils - дополнительные тонкие и относительно короткие ребра жесткости между нервюрами.
2. Вставленные в верхнюю поверхность (раздельные) пластиковые струны: в носовой части профиля диам. - 2,3 мм, в нижней части диам. - 1,6 мм.
3. Контрастные, по цветовой гамме, главные стропы/ушные стропы, в оплетке, изготовлены из материала Dyneema фирмы Liros (PPSL 191 u.160), аккуратно сшиты и оснащены резиновыми кольцами, чтобы избежать перетирания ткани на соседних стропах.
4. Свободные концы фирмы Cousin с разделенным A-рядом: хорошо продумано и аккуратно исполнено – ленты шириной 12 мм, легкоходные ролики клевант фирмы Harken, вертлюги и расширенные петли для C-ряда.
5. Носок профиля ICON - примечательный Shark Nose с вшитыми майларовыми вставками.
Другими особенностями дизайна ICON является передняя кромка Shark Nose с вшитыми усилениями из майлара в сочетании с классическими пластиковыми струнами (Rigifoil). Эти ребра жесткости последовательно вставлены в верхнюю поверхность. «Прошито все», то есть, в носовую часть профиля вставлены утолщенные струны (диаметром 2,3 мм), а в нижнюю поверхность более тонкие (диаметром 1,6 мм). Кроме того, в ICON были использованы дополнительные струны (Rigifoil). Эти тонкие, относительно короткие, дополнительные ребра жесткости усиливают воздухозаборник. 3D-форма верхней поверхности также придает оригинальность дизайну крыла. Не менее сложной является внутренняя конструкция: для обеспечения хорошего наполнения купола в профильных нервюрах есть отверстия для прохода воздуха (Cross Ports). Каждая опорная профильная нервюра имеет три точки крепления строп. Петли, к которым крепятся стропы, вшиты в элементы усиления на нервюрах. Между каждой отдельной группой основных строп вшиты специальные жесткие ленты, которые регулируют натяжение. Кроме того, на передней и задней кромке, также, присутствует малорастяжимая лента, которая обеспечивает равномерное натяжение всего купола. Мини-нервюры на задней кромке, в конечном итоге, обеспечивают идеальное обтекание при полете. Парапланы MAC Para на 100% изготовлены из европейских материалов, они разработаны, сконструированы, протестированы и проверяются в Чешской Республике. Использованию высококачественных материалов уделено особое внимание: верхняя поверхность изготовлена из Skytex 38 Classic, нервюры и диагональные ребра из Skytex 40 Hard, а нижняя поверхность из Skytex 27 Classic. Всего на куполе находится 104 точки крепления строп. Верхние стропы ICON безоплеточные из материала Edelrid Aramid различного диаметра, а главные стропы (и ушные стропы), в оплетке, изготовлены из полиэстера Dyneema фирмы Liros (PPSL 191 u. 160). Свободные концы шириной 12 мм (фирмы Cousin) заметно переработаны и имеют разделенный A-ряд, легкоходные ролики клевант, вертлюги и расширенные петли для C-ряда. Стальные мальи оснащены резиновыми кольцами, чтобы избежать перетирания соседних строп. В общем и целом, грамотно разработанный комплект для опытных XC пилотов. ICON выпускается трех размеров: 23, 26 и 29 м2 (от 78 до 125 кг полетного веса) и доступен в двух стандартных цветовых комбинациях: Lime и White.
Стартовые характеристики
Загрузив ICON 24-го размера по верхней границе весовой вилки (97 кг), я стартую из Кол-Роделла и держу курс на восток в сторону подветренного потока. Там уже собралась большая группа пилотов, около 25 человек, сражающихся за каждый метр в условиях сильной утренней инверсии. ICON стартует относительно легко для крыла подобного класса. Он быстро и равномерно заполняется воздухом и полностью стабилизируется, даже при отсутствии ветра. Купол стремительно поднимается, «без зависания», даже на равнинных стартовых площадках. В зависимости о техники старта, ветра и ландшафта вы можете стартовать как при использовании обоих A-рядов, так и выбрать в качестве альтернативы только средние стропы A-ряда. Для того чтобы по возможности сократить разгон купола и стартовую дистанцию даже в сложных условиях, подойдут два способа:
1. Прямой старт: необходимо сделать шаг назад к куполу, чтобы увеличить размах и силу подъема крыла. ICON хорошо «переносит» подобный «Powerstart» («силовой запуск» - прим.пер.), без заносов, прогибов или перекручивания.
2. Обратный старт: посредством постоянного перемещения, «нормальным» толчком выводим параплан в зенит. Во время подъема крыло само ускоряется и имеет тенденцию делать рывок вперед навстречу воздушному потоку. Особенно при сильном ветре приходится время от времени тормозить крыло при помощи клевант. Даже при предельном ветре крыло послушно лежит на земле, однако, как и любое крыло с большим удлинением, может взмахнуть концевыми частями. Для опытных пилотов рывки вперед и подтормаживания (что у данного класса парапланов скорее правило, чем исключение) не должны вызывать каких-либо трудностей, а значит, при полном штиле или легком попутном ветре, в момент подъема, крыло имеет высокую степень надежности. Благодаря своей устойчивости и устремленности, ICON также имеет высокую силу сопротивления ветру, даже не смотря на большое удлинение. Таким образом, судя по привлекательному старту, параплан не предъявляет высоких требований к технике старта как парапланы C-класса.
Полет
Устойчивый и стабильный в путевом отношении, ICON развивает триммерную скорость до 40 км/ч. Давление внутри купола распределяется равномерно, но чувствуется по-разному, в зависимости от загрузки параплана: при загрузке по верхней границе вилки, давление в крыле увеличивается и при сильном термике может начать сильнее снижаться. С другой стороны, крыло летит стабильнее и четче и подкупает точностью управления. При средней загрузке в 90 кг крыло 24-го размера летит заметно «мягче», давление в куполе среднее, и в турбулентном воздухе оно может даже сложиться. Усилия на клевантах в рабочем диапазоне, в зависимости от загрузки, варьируются от низких до умеренных. ICON практически идеален при совершении поворотов, его можно охарактеризовать как высокоманевренный параплан для совершения плоских разворотов! Проворное крыло точно и без задержек реагирует на команду пилота. Просто изменяя центровку, вы можете совершать максимально плоские развороты с минимальной потерей высоты. Управление весом и небольшое тяговое усилие на стропы управления позволяют совершать быструю смену направления полета, и даже большое удлинение ICON не вредит его отличной маневренности.
Полет в термике
Я разворачиваюсь в подветренный термик и направляюсь в сторону Лангкофеля, набирая базовую высоту в 3 400 м. ICON стабилизировался, он уверенно продвигается в восходящих потоках, и попадает в самый центр термика. Купол опасно раскачивается в потоке северного ветра, и наконец пробивается через облака со скоростью подъема 3–4 м/с. Благодаря своей маневренности ICON блестяще двигается в термике. Крыло подчиняется легко, словно одним нажатием кнопки, оно идеально подстраивается под желания пилота. Вот как это происходит: измученный шестичасовым полетом пилот неподвижно сидит в подвесной системе (допустим, с переполненным мочевым пузырем …), а проворный параплан, без какого-либо смещения веса, только за счет управления клевантами, легко попадает в самый центр термика. Конечно, все крылья умеют это делать, и слегка «небрежная» спираль совершенно не сказывается на летучести, и даже в сильном термическом потоке он неутомимо нарезает круги в небе. Или наоборот: допустим у пилота устали плечи или руки дрожат от холода, в крайнем случае, ICON достаточно, если вы будете управлять нижней частью туловища. При смещении веса, купол реагирует достаточно точно и совершает повороты без клевков и рысканий. Несомненно, полет в термике дает непередаваемые ощущения, и с ICON вы сможете сполна ими насладиться! Крыло не дергается, не рыскает, «уши» лежат спокойно, не трясутся. В подветренном термике необходимо сильнее удерживать стропы параплана. Он начинает чаще пикировать, менять угол атаки и иногда совершать рывки. В таких сложных условиях требуется вмешательство пилота, однако купол даже в свирепом воздушном потоке остается однородным и легко преодолевает турбулентность. Удивительно, насколько стабильно крыло даже в таких «бешеных скачках». Крыло 24 размера загружено на 94–97 кг, что, после большого количества испытательных полетов в сильном термике, кажется наилучшим полетным весом. Не стоит забывать, что загруженный ICON на виражах может «клевать» или тяжело набирать высоту, может вываливаться (из потока): даже термические потоки, при значительном полетном весе, не отменяют силы тяжести. Удивительно, но загруженный по середине весовой вилки, например 90 кг, параплан демонстрирует отличную управляемость и даже в турбулентном воздухе легко контролируется. При полетном весе в 90 кг - это просто бомба!
Полет с выжатым акселератором
На полном акселе я двигаюсь в сторону горного массива Розенгартен. В зависимости от загрузки, максимальная скорость, которую развивает ICON составляет 57 км/ч, что на 15–17 км/ч быстрее, чем на балансировочной скорости. По сравнению с конкурентами D-класса, при полете с выжатым акселератором, крыло демонстрирует весьма конкурентоспособный уровень. Также, пилоту не приходиться давить на педаль с большим усилием, что позволяет долго выжимать акселератор в полете. Ход акселератора составляет 45 см. Устойчивость крыла, даже при полностью выжатом акселераторе, остается на удивление высокой. Находящийся под большим давлением купол в турбулентном воздухе абсолютно стабилен, хотя и возникает впечатление, что что-то не так. Если крыло становятся мягким, следует незамедлительно принять меры: либо отпустить аксель, либо перейти на управление С-рядами. Как и у большинства крыльев с трехрядным строплением, управлять рядами через С-петли очень удобно. Потрясающе как легко ICON скользит в воздушном потоке!
По пути обратно из Розенгартен я почувствовал, как поднялся восточный ветер. Теперь мне приходится бороться с ветром, наслаждаясь безупречным поведением ICON. Даже с наполовину выжатым акселератором, при скорости встречного ветра в 7 км/ч, крыло быстро летит над Пордои и Канацеи по направлению к знаменитой южной стене хребта Мармолада…
Развлечение и экстрим
Там, у отвесной стены, в нижнюю поверхность крыла ударяют воздушные потоки подветренного термика, оно переворачивается, я разворачиваюсь, и на высоте 3 800 метров разъяренные воздушные массы Мармолады бесцеремонно выталкивают меня с курса. Ба-а-м… слышен хлопок… я пытаюсь предотвратить коллапс передней кромки… купол тут же раскрывается и продолжает полет… и все заканчивается. Подворачивание передней кромки ICON при триммерной скорости выглядит совершенно непримечательно, купол сам раскрывается и встает достаточно симметрично с небольшим сморщиванием в центре. При выжатом акселераторе крыло ведет себя более требовательно: купол может сложиться немного асимметрично или сделать «розетку» (уйти в «бабочку») и стропы слегка провисают. В результате появляются характерные складки. То, как в конечном итоге, крыло раскроется, во многом зависит от пилота. Вот как это описано в инструкции по эксплуатации: «Для того, чтобы совершить данный маневр, необходимо взять по две внешних стропы А-ряда, с каждой стороны, на 10 см выше мальев. Не беритесь за свободные концы! Средние стропы A-ряда должны оставаться нетронутыми. Для начала необходимо медленно потянуть стропы на себя на 5 см, и только после этого энергично дернуть вниз. В идеале нужно укоротить удерживаемые стропы, обмотав их вокруг ладоней, чтобы затем, во второй фазе, подтянуть их к телу. Таким образом, фронтальное складывание (40% длины хорды крыла) будет выполнено правильно. Если потянуть все А-ряды вниз, это приведет к полной фронталке, по всей хорде крыла, и полному его надлому, вследствие чего управление клевантами будет бесполезно. При этом возрастет риск сильного провисания строп». Во время испытательных полетов мы пробовали различные способы выполнения маневра и пытались обойтись без установки вариометра. Результаты, как и следовало ожидать, получились совершенно «произвольными», хотя, после 40 часов налёта, нам удалось понаблюдать поведение ICON и в «дикой природе». При складывании ушей крыло ведет себя также, как и при фронталке. На триммерной скорости втягивание ушей происходит предсказуемо, развороты и складывания легко контролируются. При выжатом акселераторе маневр складывания ушей требует быстрой реакции пилота. Крыло позволяет легко предотвратить закручивание и нырки вперед, и, как и у многих крыльев данного типа, наблюдается тенденция к появлению «галстуков» и провисаний. Однако, даже при появлении «галстука», ICON легко стабилизируется и продолжает держать выбранный курс (лучше всего с наполовину выжатым акселератором).
Быстрое снижение
Крутая спираль
ICON охотно начинает маневр с ощутимым толчком и хорошей динамичностью, и, при скорости снижения выше отметки в 10 м/с, пилот испытывает сильную перегрузку. Во время вращения крыло устойчиво и отлично контролируется в воздухе. Выход из маневра происходит достаточно активно и предсказуемо, однако может уйти в быструю спираль и затем также быстро вновь выровняться. Данный маневр отлично подходит для экстренного снижения, а высокие перегрузки позволяют подключить систему Anti-G (антигравитатор).
«Большие уши»
Благодаря разделенным A-рядам, маневр начинается легко. Однако «уши» ведут себя не слишком спокойно. Несмотря на то, что они не сильно заворачиваются, они не раскрываются рывками, хотя внешняя часть заметно «хлопает» в воздушном потоке. При триммерной скорости «уши» раскрываются автоматически, а при выжатом акселераторе, во время выхода из маневра, они остаются залипшими и их необходимо прокачивать. Маневр совершается достаточно быстро и надежно.
B-срыв
Начало выполнения B-срыва на ICON требует значительного усилия, а сам маневр отнимает много сил. При сильном затягивании В-ряда, купол совершает заметные рыскающие движения и может сделать «розетку». Выход происходит с мощным клевком. Для быстрого снижения данный маневр подходит гораздо меньше, чем крутая спираль.
Подводя итог
Ожидание стоило того! Петру Речеку и его команде R&D удалось воплотить сложный концепт в реальность. У этого крыла много сильных сторон: прежде всего, это отличная управляемость в термике, превосходные стартовые характеристики, четкое выполнение команд пилота и устойчивость в различных воздушных потоках! Кроме того, он выигрывает за счет своей надежности и стабильности. В сильном термике крылу требуется активное управление. С другой стороны, он весьма стабилен и предсказуем и, даже в условиях мощного термика, позволяет легко и контролируемо совершать маневры. Также, как и Elan, крыло позволяет чувствовать себя уверено благодаря безупречной управляемости. И, разумеется, нельзя не отметить его лётные характеристики: поведение ICON в термике и на глайде не идет ни в какое сравнение с другими парапланами данного класса, и «избалованные» пилоты смогут сэкономить много сил. Пилоты, летавшие на Elan, бесспорно оценят комфортное управление этим крылом, однако должны принять во внимание то, что в турбулентном воздухе ICON требует более активного пилотирования, а также весьма привередлив в экстремальных условиях. Но всё это «мелочи», по сравнению с превосходными летными характеристиками нового шедевра от MАС Para.
Протокол тестирования
Взлетный вес тест-пилота: 90-98 кг
Удельная нагрузка на крыло: 3,78-4,11 кг/м2
Подвесная система: Skylighter 2, Gin Genie Race 2
Измерительный прибор: Oudie 4, Flytec Connect 1
Ход акселератора: 45 см
Вес крыла: 5,5 кг
Скорость балансировочная: 40 км/ч при 97 кг
Максимальная скорость на акселераторе: 57 км/ч при 97 кг
Назначение крыла: для пилотов ХС и соревновательных полётов.
Необходимые навыки: для очень опытных пилотов, имеющих хорошие способности к пилотированию и значительное количество часов летной практики (от 150 час/год).
Диаграмма усилия на клевантах: Управляющее усилие [даН (~кг)]/Ход клеванты [см]
Комментарий: типичный, для высокоэффективных парапланов, короткий ход клеванты, как и небольшое управляющее усилие в диапазоне хода - от 10 до 30 см. Вследствие небольшого увеличения управляющего усилия в направлении границы сваливания, которая находится в диапазоне чуть менее 50 см хода клеванты.
Тест-пилот: Франц Зайлер (Franz Sailer) Фото: Франц Зайлер (Franz Sailer) и MAC Para.
Редактирование: Сергей Елизаров.