Daniel Crespo V.
тест-пилот портала Ojovolador.com (Испания).

Gunther Bocksteiner
тест-пилот журнала Thermik (Австрия).

Giuseppe Tolli & Peter Recek
итальянский тест-пилот и директор компании MAC PARA (Чехия).

Ziad Bassil
тест-пилот (Ливан).

Вы можете найти нас в соц.сетях и принять участие в нашей группе

MAC PARA PARADOX

Чешский производитель парапланов Mac Para запускает производство нового крыла Paradox – классического моторного крыла для соревновательных полетов. Крылья такого типа до недавнего времени выпускались лишь Ozone (Viper) и Dudek (Hadron).

В настоящее время, рефлексные крылья с конструктивным строплением из разряда свободнолетающих высокоэффективных парапланов являются залогом успеха на международных соревнованиях. Высокая маневренность в условиях слалома - это необходимое техническое требование при производстве современных крыльев для соревновательных полетов, наряду со снижением расхода топлива и увеличенной предельной скоростью, сочетание которых до недавнего времени казалось недостижимой мечтой. Конструктор MAC Para, Петр Речек, предлагает новое парамоторное крыло класса High-Performance – Paradox. Это классическое моторное крыло соревновательного класса, которое сочетает в себе все вышеперечисленные характеристики и впервые претендует на место в «высшей лиге» парапланов.

Дизайн и конструкция

Как уже было сказано выше, Paradox представляет собой крыло с высокими лётными характеристиками и, таким образом, предназначено для по-настоящему амбициозных спортсменов. Также как и его коллеги, Dudek и Ozone, чешский производитель использует максимальное удлинение (6) и почти все элементы современного дизайна. Однако в отличие от крыльев Viper и Hadron XX, Paradox не имеет переднюю кромку Shark Nose. 63 секции, мини-нервюры на задней кромке и технология панельного армирования на передней кромке способствуют лучшей обтекаемости профиля. Крыло выпускается пяти размеров: 18, 20, 22, 24, 27 м², а весовой диапазон варьируется от 90 до 180 кг.

Для изготовления верхней и нижней поверхности крыла Paradox использован материал Skytex 38 Classic, а нервюры и диагональные ребра изготовлены из Skytex 40 Hard. Крыло 22 размера весит 5,65 кг (что значительно тяжелее актуального на данный момент параплана Viper (4,55 кг)), поскольку изготовлено из более тяжелого материала, выбранного, вероятно, из-за его долговечности.

Внутренняя часть крыла Paradox представляет собой качественно обработанную сложную систему. Верхние стропы Paradox изготовлены из Edelrid Aramid/Kevlar, а главные стропы из PPSL (160–275 кг).

Стропная система, с точки зрения аэродинамики, чрезвычайно тонкая и обтекаемая. Все развороты легко выполняются, а в клеванты вшиты мощные магниты. Для ускорения полета Paradox оснащен соревновательно-ускорительной системой (PA/PK-System) и ушные стропы с традиционными маленькими клевантами.

Нам удалось протестировать крылья 18-го и 22-го размеров с различными моторами. Диапазон полётного веса варьировался от 115 до 147 кг для обоих размеров, что позволило провести объективное тестирование качества парапланов. Небольшая модификация, в виде использования строп D-рядов для управления, также позволила нам протестировать потенциал параплана в режиме слалома.

Стартовые характеристики 

Петр Речек прославился производством моторных парапланов с великолепными стартовыми характеристиками и Paradox не является исключением. Купол быстро поднимается, и уже с первых секунд старта стабилизируется. Разумеется, при положении  крыла «серпом» клеванты реагируют более чувствительно, чем, например, модели для начинающих, однако, несмотря на большое удлинение, давление в куполе даже при низких скоростях распределяется равномерно и под управлением опытного пилота Paradox легко стартует с площадки.

Во время испытаний, при высокой нагруженности параплана, летних температурах и высоте 700 метров над уровнем моря, длина стартовой дистанции, тем не менее, достаточно короткая.

Для того, чтобы взлететь, параплану требуется очень маленькая тяга мотора и даже при небольшой тяге он быстро набирает высоту. Уже с первого старта сразу стало ясно, что данный параплан достаточно экономичен, и чего можно ожидать во время полета.

Полет

Наряду с привлекательной скороподъемностью при небольшой тяге и хорошей маневренностью, заметным достоинством Paradox является линейная характеристика управления. Отличие данного типа крыльев от «парапланов для развлечения» совершенно очевидно. Даже малейшее движение пилота отправляет четкую команду параплану и, немного освоившись, пилот сможет оценить потенциал Paradox при совершении точных поворотов и даже, если необходимо, плоских разворотов.

Крыло достаточно чувствительно, однако демонстрирует свои возможности в воздухе без излишней «нервозности». Для того, кто предпочитает более покладистые в обращении крылья, подойдет крыло Blaze GT.

Одной из самых сильных сторон крыла Paradox является его топливная экономичность. Во время испытательных полетов, при использовании мотора Thor 200, зафиксированное потребление топлива составило всего 2,2 л/ч при средней скорости около 48 км/ч. И это при нагрузке в верхнем пороге диапазона (135 кг)! Триммер легко отпускается и, в сочетании с акселератором, позволяет развивать действительно большую скорость. Максимальная скорость, которую нам удалось зафиксировать (при максимальной нагрузке), составила 75 км/ч, что ставит его в один ряд с Hadron XX. Однако даже крылу с экономичным расходом топлива на малой скорости, при переходе на максимальную скорость, требуется заметное увеличение тяги. И Paradox не является исключением - при длительном полете кросс-кантри, ему требуется активная акселерация с использованием ножной педали. Крыло демонстрирует несколько необычное поведение при выжимании акселератора в подвесной PK-системе. Без использования ушных клевант крыло уходит влево или вправо, и это не зависит от крутящего момента двигателя. Вероятно, причиной такого поведения является изгиб купола Paradox, который с точки зрения взлетной мощности немного подтормаживает полет. Однако при небольшом одностороннем натяжении ушной стропы он остается на курсе. Прежде чем приземляться в режиме слалома, необходимо привыкнуть к данной особенности параплана, во избежание возникновения опасных ситуаций.

Одной из самых актуальных проблем в использовании параплана является распределение давления в куполе. Однако конструктору удалось её разрешить. В нормальных лётных условиях купол остается равномерно плотным и стабильным. Разумеется, наша попытка выполнить штопорную спираль (SAT) не увенчалась особым успехом. Для выполнения подобной фигуры следует выбрать параплан с меньшим удлинением, поскольку Paradox является классическим моторным крылом для соревновательных полетов и не предназначен для исполнения «акро-фигур». Плоская поляра крыла и маневренность при совершении крутых виражей  - вот чего стоит ожидать от нового произведения фирмы Mac Para.

Еще раз необходимо отметить, что не следует использовать клеванты при максимальной скорости, так как в противном случае произойдет инверсия аэродинамического профиля крыла, и в результате произойдет срыв купола. Большинство производителей предупреждают об этом в инструкции по эксплуатации, однако для Paradox такого нет. Несмотря на это, всегда следует четко представлять, что можно и что нельзя делать, совершая полеты на парапланах этого класса…

Быстрое снижение 

Тут Paradox показал себя в весьма выгодном свете. Выполнение крутой спирали начинается легко и быстро уже на середине разворота купола, крыло равномерно раскручивается и четко прогнозируется на выходе из маневра. Вероятно, пилоты, для которых подходит данное крыло, будут удивлены простотой выполнения этого маневра. Для выполнения «Больших ушей» предусмотрены раздельные А-ряды, при этом скорость снижения в 3 м/с может показаться достаточно небольшой. Кроме того, необходимо крепко удерживать ушные стропы, так как с высокой долей вероятности крыло может раскрыться снова.

Посадка 

При заходе на посадку перед пилотом встает небольшая «проблема», так как, из-за характеристик на режиме планирования, крылу требуется больше места. В связи с этим, при совершении первой посадки необходимо выбрать большую площадку или  позволить крылу лететь параллельно земле, чтобы погасить накопленную энергию. Параплан выровняется и, при незначительном затягивании клевант, опустится на землю. Для посадки лучше всего подойдет слегка отпущенный триммер, таким образом, скорость приземления на ноги будет достаточно умеренной. Такую же технику можно использовать при приземлении с тележкой и более высоких скоростях ветрах – перед посадкой Paradox не совершает характерного «нырка» вперед. Добиться такого результата от крыла этого типа, при условии грамотного управления, не сложно.

Подводя итоги 

Компании MAC Para удалось создать моторный параплан, который способен составить достойную конкуренцию другим моторным крыльям соревновательного класса. Четкое управление в сочетании с отличными летно-техническими и скоростными характеристиками, делает данное крыло настоящим оружием в руках опытного и амбициозного пилота.

Поскольку сертификация для данного крыла не предусмотрена, возникает вопрос, могут ли осуществляться полеты в Германии на законных основаниях. Но для того, кто проживает в подходящей местности и имеет достаточный опыт для освоения крыла данного класса, Paradox может стать гарантом выдающихся спортивных успехов.

Определенно, попытка фирмы MAC Para создать достойное крыло соревновательного класса увенчалась успехом!

Комментарий пилота 

Крыло Paradox дает начало собственному классу парапланов. Он обладает привлекательными характеристиками, но подходит исключительно для опытных пилотов. Клеванты реагируют без задержек, так как ручки, оснащенные вертлюгами, позволяют свободно управлять всем крылом: каждая точка крепления строп находится под контролем, и опытные пилоты легко могут справиться с управлением. Диапазон скоростей, которые Paradox способен развивать, по истине огромен! Кроме того, при длительных маршрутных полётах, благодаря своей конструкции, он может экономично расходовать топливо. В виду большого удлинения крыла, стоит поостеречься выполнения непродуманных маневров, так как парапланы такого класса, несмотря на высокую надежность, не прощают ошибок пилота. Поэтому, начинающим пилотам стоит сначала накопить необходимый опыт при полетах на крыльях среднего класса, прежде чем управлять подобного рода парапланами. Опытные пилоты могут сравнить потенциал Paradox с настоящей ракетой, которая предназначена для установления новых рекордов и побед на престижных соревнованиях.

 

Протокол тестирования

Взлетный вес тест-пилота (кг)

115-147

Тип мотора

Thor 200, Moster Plus, Snap 100

Удельная нагрузка на крыло (кг/м3)

6-7,7

Измерительный прибор

Skytraxx 2.0

Ход акселератора (см)

44

Ход триммера (см)

16

Скорость при зажатых триммерах (км/ч)

43-45

Максимальная скорость

(триммера отпущены, км/ч)

57-61

Максимальная скорость

(триммера отпущены + акселератор, км/ч)

67-75

 

Назначение крыла: Спорткласс XC

Пилот-испытатель: Гюнтер Бёкштайнер

Перевод – (С) бюро переводов «Слово».

Редактура – Сергей Елизаров

Яндекс.Метрика