О ЧЁМ СИГНАЛИЗИРУЕТ МОЙ ЗУММЕР ЛЁГКОГО ПОДЪЕМА

Умные замечания

Пилот А не имеет зуммера или «ворчуна» и летает только с настройкой (прибора) на «Подъём». Он пролетает через зону слабого подъема и покидает термик не замечая его.

Пилот В имеет «ворчуна». Он сигнализирует, когда он пролетает через зону слабого подъема, что здесь может быть термик. Он получает снижение и начинает поиск, находит ядро и начинает подъем. Жизнь может быть немного слаще, если у вас есть зуммер и вы знаете, как им пользоваться.

«Что за мерзкий звук?»

«Это мой зуммер BlueSky.»

«Ты можешь его выключить? Я не могу всё время слушать это»

Выслушивая подобное неоднократно, я обычно стараюсь не раздражаться и вместо этого пытаюсь объяснить, как работает «зуммер» на моём вариометре.

Слабый подъем

Вначале, давайте рассмотрим теорию «слабого подъема». В контексте данной статьи, я буду определять слабый подъем, как подъем достаточный, чтобы уменьшить нашу скорость снижения от значения, которое мы имели до сих пор, но которое не дает нам ощутимый подъем. Иногда вариометр может показать нам что-то вроде -0,5 м/с, например.

Если сигнал вариометра «на спуск» выключен или установлен на уровень «тревоги», то мы ничего не услышим. Такой слабый подъем может быть просто слабым термиком или просто локальной областью подъема, которые мы хотели бы проигнорировать. Однако, это может указывать и на наличие более сильного теплового ядра или области подъема рядом, и в этом случае мы можем захотеть изучить и посмотреть, не «обломится» ли там что-нибудь. Если мы отрегулировали порог чувствительности нашего прибора так, чтобы он давал звук в этом месте, то мы сможем услышать его, чтобы найти более сильный подъем. Тем не менее, есть и другие наработки, которые могут помочь.

«Ворчуны и зуммеры»

В дополнение к стандартным звуковым сигналам о подъеме и снижении, некоторые производители предлагают третий тип звукового сигнала, описываемый как «зуммер», «ворчун» или «термик-поблизости», специально предназначенный для оповещения о зоне слабого подъема. Этот сигнал отличается от стандартных тонов «подъем-снижение» и предназначен указать нам путь к зоне действительно сильного подъема.

Звуковой сигнал на моём вариометре работает от заданного порога вверх до порога подъема, при котором тон подъема начинает увеличиваться. На моём вариометре установлен порог в 0,05 м/с, а порог «зуммера» установлен на -0.6 м/с.   С такой установкой, если я приближаюсь к термику от неподвижного воздуха, зуммер начнет звучать, когда моя скорость снижения уменьшается до 0,55 м/с. Тон «зуммера» увеличивается если моя скорость снижения уменьшается до момента реального подъема и тональность подъема тоже меняется.

Звук подъема

Если мы используем «ворчун» или «зуммер», как мы должны установить наш звук «снижения»? Я начал с нормальной установкой звука, и с порогом около -1.1 м/с, что примерно соответствует скорости снижения параплана. Тем не менее я обнаружил, что, в сочетании с зуммером, он часто путает меня. После нескольких экспериментов я установил звук для работы в качестве сигнала тревоги снижения на -2 м/с и частотой приращения 0 (ноль). Это учитывает скорость снижения параплана плюс немного для маневрирования и турбулентности. Когда он звучит, я знаю, что я на самом деле снижаюсь. Это, конечно же, мои собственные личные предпочтения в данный момент. Настройки прибора являются очень личными. Мы должны быть готовы экспериментировать.

Это работает?

Некоторые пилоты так думают. Цель зуммера и подобных тонов использовать слабый подъем, и я думаю, что зуммер помогает мне сделать это. Тем не менее, звук вариометра является очень личным, поэтому это подойдёт не всем. Это потребует некоторой работы, чтобы лучше разобраться в настройках и понять, как их использовать.

Недостатком некоторых, хотя и не всех, «зуммеров» в том, что они производят шум во время ожидания старта и на земле после посадки. А также привлечение негативных комментариев, что отпугивает многих пилотов от попыток их использования, хотя, когда вы уже в воздухе, они слышны только в той области, для которой они предназначены. Как и со всеми новыми разработками мы должны держать разум открытым.

Автор - Nigel Page

Найджел Пейдж - это британский пилот, который запустил веб-сайт 50k-or-bust.com, предназначенный для начинающих и средних пилотов кросс-кантри. Он летает 20 лет и является старшим инструктором.

Перевод из Cross Country #177 (январь-февраль 2017) – Сергей Елизаров.

Яндекс.Метрика